Персональный сайт педагога-психолога Кирсановой Елены Станиславовны.



Баннеры


Реккомендации психолога.

23 марта 2015

Темперамент - основа поведения ребенка

 

Дети уже от рождения отличаются друг от друга. Множество факторов влияет на развитие ребенка. Темперамент является врожденным качеством, от типа темперамента зависит поведение, успехи в учебе и многое другое. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «Я». Зная особенности типа темперамента, вы сможете найти правильный подход к своему ребенку. Тип темперамента укажет вам, чего ожидать от него в коллективе и какие задачи ставить перед ним, чтобы они оказались уместными и посильными.

Существует 4 ключевых типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Ребенок-сангвиник это веселый, активный кроха. Он быстро сближается с людьми, любит общаться и радоваться жизни. Речь у таких детей чаще всего быстрая и выразительная, часто сопровождается жестами и выразительной мимикой. Быстро переключается с одного занятия на другое. В коллективе такие дети пользуются любовью окружающих, быстро находят общий язык со сверстниками, не пасуют перед трудностями. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Такие дети часто приступают к выполнению заданий, не дослушав до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей, ошибок.

Главное в подходе к таким детям - учить доводить начатое дело до конца, формировать критичное отношение к результатам своего труда, обращать на качество выполнения заданий, учить играть в игры, требующие сосредоточенности, точности, сдержанности. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как аккуратность, собранность, ответственность.

К ребенку – сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат.

Родителям нужно попытаться углубить у ребенка повышенный интерес, к какому-нибудь занятию, новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять, старательность, целеустремленность.

Малыша-флегматика отличает терпеливость и медлительность. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает спокойные игры. Речь у него рассудительная, немного замедленна, лишена эмоций, жестов и мимики. Для дружбы выбирает узкий круг ребят, в привязанностях постоянен. Это «надежный», послушный и пунктуальный ребенок. Самостоятельно принимать решение затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Схватывает и запоминает новые правила медленно, но надолго. В работе медлителен, на вопросы отвечают не сразу, медленное переключение с одного вида деятельности на другое.

Родителей беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребенка, некоторое безразличие и способность сопереживать

Зная особенности своего ребенка, родители не должны торопить его, так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при работе с такими детьми – способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе. Постепенно развивать активность и подвижность, привлекая играть в игры сначала малой подвижности, а затем более высокой. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Развивайте творческие способности- привлекайте к занятиям музыкой, рисованием, лепкой, вышиванием.

Полезно использовать приемы опережающего воздействия, т.е. заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к какому либо делу, занятию, о приближению сроков завершения работы, о предстоящей деятельности, и т.п. такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело.

Холерика постоянно захлестывает буря эмоций. Такие малыши чаще всего неспокойны, вспыльчивы, не признают правил и требований. Они не любят, когда их в чем-то ограничивают, в частности они противятся дневному распорядку. Говорят быстро, эмоционально и нервно. В коллективе ищут лидерства, часто конфликтует. Он выбирают активные игры. Ребенок всегда знает чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен.С трудом идет на компромис, не прислушивается к мнению других.

Главное в подходе к таким детям – дать подезное направление детской энергии.

В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто, прежде чем что-то сделать неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того как он упокоится, и не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить ребенка при других.

Расскажите ребенку о связи между излишней торопливости и низким результатам труда («Поспешишь – людей насмешишь»), поощрять старательность и терпение, использовать приемы сдержанной активности («Подожди начинать, сначала подумай ещё раз»). Развивать способность считаться с чувствами других, развивать сдержанность, через игры с правилами. Говорить с ним нужноспокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров.

Мамина дочка или мамин сынок, так часто говорят о детях с темпераментом меланхоликов. Они боятся шумных компаний и новых людей. В их окружении они стеснительны, скованы и нерешительны. В узком семейном кругу они открыты и общительны. Такие малыши не стремятся к лидерству, говорят тихо и неспешно. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другую деятельность.

Главная задача взрослых – вселить в ребенка уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки из поведения,создание установок для проявления воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело.

Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и долго переживает. У ребенка должен быть в семье человек,которому он мог бы полностью довериться взрослому, получать от него тепло и внимание.

В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Братья и сестры, как избежать ревности

 

Посочувствуйте, ребята, —

Не поделим маму с братом.

Брату захотелось песню,

Мне же сказка интересней.

Почему всегда у мамы

На двоих одна программа?

И приходится терпеть —

Вместе с братом песни петь.

Е. Стеквашова

Очень важно вырастить родных братьев и сестер так, чтобы они оставались близкими людьми, когда вырастут. Если в детстве соперничество и ревность между детьми никак не разрешаются, то они могут перейти и во взрослую жизнь совершенно в новом качестве. Например, как отказ от борьбы с жизненными трудностями, нежеланием выделяться на работе или, наоборот, любой ценой стать лидером.

 

1. Если у вас появится еще ребенок… то к его появлению в доме необходимо готовить старшего ребенка заранее, иначе ваш сюрприз может оказаться не слишком приятным для него. Не идеализируйте ситуацию, расскажите, что маленький карапуз в доме – это порой очень тяжело.

Ø Достаньте ваш фотоальбом. Очень хороший ход – достать фотографии вашего малыша и показать ему, какой он был маленький, как он научился держать голову, сидеть, стоять и т. д. Расскажите ему о том, что, когда появится младший малыш, он тоже будет таким же маленьким и так же будет всему учиться. И время интересно проведете, и понемножечку будете готовить его к встрече с новым карапузом.

Ø «Семейные сказки». Сейчас начинается самое время для чтения сказок, где главными героями являются братья и сестры. Ведь нужно, чтобы ребенок понимал, что семья, где много детишек, – это нормально и естественно. «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Дикие лебеди», «Два клена» – ваши верные помощники, они лучше многих психологов подготовят малыша к прибавлению в семействе.

Ø Чтобы старший ребенок с появлением малыша чувствовал себя комфортнее, постарайтесь, что бы в его жизни «оставалось все как раньше», например, если вы раньше перед сном читали ему сказку - постарайтесь и сейчас об этом не забывать и т.д.

Ø Очень важно уделять время старшему ребенку, где вы будете только одни (это возможно, когда маленький спит).

Ø Приобщать и поощрять всяческую помощь старшего ребенка в уходе за малышом (в разумных пределах).

Ø Чаще говорите старшему ребенку, что малыш его очень любит – он любит, когда ты играешь с ним, читаешь ему или поешь! Как же ему повезло, что у него есть старший брат (сестра)!

 

2. Теперь не только вы главный учитель в жизни ваших детей, но они друг для друга тоже хорошие учителя. Они учатся общаться с миром через свои отношения и даже ссоры. Поэтому, когда дети ссорятся, не пытайтесь сразу навязать им свой выход из ситуации, а понаблюдайте – может быть, они придумают что-то сами?

Ø Придумывайте игровые способы решения конфликтов. Например, если дети спорят из-за места – вы можете посчитать считалочкой или «лотереей».

Ø Лучшая профилактика против скандалов – игра «За что я люблю своего братика». Это ведь так полезно и интересно - перечислять те хорошие качества, которые есть у брата! Вот и пусть по очереди дети их называют. Или, скажем, такая игра: «Что терпеть не может моя сестренка».

Ø В семье должны быть границы дозволенного: чего нельзя делать ни одному из детей - например драться.

Ø Лучше всяких слов действует на детей пример родителей. Дети смотрят на них и перенимают отношение к ссорам и раздорам. Поэтому если родители в спорных вопросах между собой ведут себя корректно, то дети будут поступать точно так же.

 

3. Никогда не сравнивайте детей между собой! Не ругайте старшего при младшем!

 

4. Постарайтесь каждому ребенку выделить «свой уголок», где он будет полновластным хозяином.

 

5. Если у вас детки - погодки или близнецы, помните, что чем более одинаковыми вы постараетесь их сделать, тем больше проблем у них будет в социальном плане.

 

6. Покупая детям подарки, следует ориентироваться на вкус каждого ребенка, однако при этом придерживаться следующего правила: подарки должны быть, более-менее равноценны, в глазах детей. Например, если вы дарите одному ребенку большой подарок, подарок, полученный вторым, тоже должен быть похожего размера.

 

7. Каждый ребенок – самый любимый! Если ребенок спрашивает вас, кого вы любите больше, его или брата (сестру), то стоит ответить, что вы любите каждого из них по-своему. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, особенно когда они немного подрастут, не отмечайте, кто из них лучше плавает или меньше боится темноты. Пусть каждый из них знает, что вы любите его безусловно и принимаете таким, какой он есть.
Помогаем ребенку стать самостоятельным
Выполнила педагог-психолог Доломанова Н. В.

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. (На самом деле - мы «хитрим»: предлагаем ребенку выбор без выбора, а ребенок как будто сам принимает решение).

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Недооценивайте и домашние поручения – посильные трудовые задания, которые каждый день выполняет только он, например, поливает цветок (здесь важно, чтобы поручения выполнялись систематически, а не время от времени). Это приучит не только к самостоятельности, но и ответственности.

 

Удачи Вам в воспитании Ваших детей!
Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду
Выполнила педагог-психолог Доломанова Н. В.

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании, при этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал; в детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна; к тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям.

Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего, им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге
Выполнила педагог-психолог Доломанова Н. В.

Не за горами то время, когда ваши дети будут ходить без сопровождения взрослых. И именно сейчас важно научить их правильно переходить дорогу. Многие родители делают грубейшие ошибки. Для того чтобы грамотно рассказать детям о правилах дорожного движения необходимо знать психофизиологические особенности детей.

Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценивать мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.

Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.

Внимание у детей непроизвольное, восприятие непосредственно. Ребенка интересуют только то, что эмоционально окрашено.Поэтому на дорогах его привлекают не те машины, которые несут опасность, а яркие и привлекательные.

У дошкольников органы зрения находятся на стадии формирования. Они часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение». Ребенок может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180°, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, в особенности при езде на велосипеде. В 5 лет дети лучше ориентируются на расстоянии 5 метров - им трудно заметить и оценить обстановку, которая разворачивается на расстоянии более 5 метров. В 6-7 лет, благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера, у ребенка увеличиваются возможности отследить события в 10 метровой зоне. Надежная ориентация приобретается не раньше, чем в 7-летнем возрасте.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют забыть о возможной опасности.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить ему сообра­зительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решения и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку же требуется 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду, что шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети этого возраста не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, он может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для него гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Восприятие безопасности дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительнее отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.

Таким образом, предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

 

Каким образом родители могут помочь своим детям научиться безопасному поведению на дорогах? Прежде всего, родители должны являться для них примером – самим никогда не нарушать ПДД, объяснять детям поведение в различных дорожных ситуациях. Можно вместе читать книжки, использовать различные настольные и компьютерные игры по ПДД, которых немало появилось в магазинах. И главное – это практические занятия с детьми на улицах города, наблюдение за дорожными ситуациями, совместный переход проезжей части.

 

Вот несколько примеров, как правильно объяснять правила дорожного движения детям:

1. Вначале найди безопасное место для перехода.

Комментарий: именно «найди»! Главное – не только «в установленном месте» (не всегда рядом есть «зебра» или знак), но место с хорошим обзором. Не у поворотов, из-за которых могут выскочить машины. Как можно дальше от стоящих машин и других помех обзора. В таком месте, где и водитель легко заранее может заметить пешехода.

2. Остановись на тротуаре возле проезжей части дороги.

Комментарий: обязательно «стой!». Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходите, не выбегайте «с ходу»!

3. Осмотрись и прислушайся - нет ли машин.

Комментарий: «осмотрись» - значит с поворотом головы и вправо и влево. «Прислушайся» - значит выбрось из головы посторонние мысли и помни, что машина может быть СКРЫТА.

4. Если видишь приближающуюся машину, дай ей проехать. Снова посмотри по сторонам.

Комментарий: ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ – потому, что если даже машина едет медленно, за ней может быть скрыта другая. Снова посмотри по сторонам – потому, что проехавшая машина может скрывать за собой встречную – и потому, что, пока проезжала одна, могли появиться другие.

5. Если поблизости нет машин – переходи дорогу по прямой.

Комментарий: нет поблизости – значит, нет приближающихся, проехавших, стоящих машин. НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ОБЗОРУ И НЕ УГРОЖАЕТ.

6. Если что что-то мешает обзору и отойти сложно (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина), то, помни, что обзор ограничен, надо осторожно подойти к дороге и ОСТОРОЖНО ВЫГЛЯНУТЬ (в начале приостановившись), «что там за…?». Осматривать дорогу так, чтобы, если нужно, если едет машина, спокойно отойти назад.

7. При переходе продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдёшь дорогу.

Комментарий: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: машина, едущая прямо – повернуть и т.д.

 

Привитие навыков безопасного поведения детей на дороге – долг каждого родителя!
Как привить детям навыки дисциплины
Выполнила педагог-психолог Доломанова Н. В.

Каждый родитель в той или иной степени сталкивается с непослушанием своего ребенка. Конечно, масштабы проблемы в разных семьях разные. Одни дети “вредничают” раз в несколько дней, других можно назвать “хронически” непослушными, в эти моменты родители все чаще задают себе вопрос, как же привить ребенку дисциплину?

 

Что такое дисциплина?

С перевода с латинского дисциплина означает воспитание.

Дисциплина включает комплекс мероприятий, направленных на формирование у ребенка общепринятой модели поведения; иными словами, на безусловное соблюдение правил, принятых в обществе.

 

Когда начать? Воспитавать ребенка не

Оставить комментарий: